Глава ФРС Пауэлл признал наличие структурной компоненты в инфляции
На прошедшей неделе глава ФРС Пауэлл сказал две принципиальные вещи. Первая, что инфляция — это надолго. Вторая — что одна из причин инфляции связана с диспропорциями в доходах и расходах. И первое, и второе утверждение чрезвычайно важно с точки зрения той теории, которая лежит в основе работы АСП «Ковчег».
Второе утверждение фактически означает, что Пауэлл признал, что в инфляции есть серьёзная структурная компонента. Поскольку наша теория описывает текущий кризис именно как структурный, мы не можем не согласиться с этим утверждением. Но мы можем также сделать из него дополнительные серьёзные выводы.
Прежде всего, структурный кризис связан с самопроизвольным исправлением тех самых диспропорций. Беда в том, что это означает, что новая точка равновесия доходов и расходов домохозяйств находится существенно ниже нынешних доходов и, тем более, расходов. А расходы, конечный спрос, и формируют ВВП. Иными словами, из нашей теории, которую фактически поддержал Пауэлл, следует, что экономика США находится на пути серьёзного спада.
В реальности этот спад уже идёт, именно из-за него официальный прогноз на текущий год, который после II квартала составлял чуть ли не 7% роста, по итогам III квартала снизили до 2%. В реальности, если учесть, что официальный индекс PPI в США меньше 10%, а реальные данные по всем промышленным товарам дают уже почти 25%, и если исходить из реального значения промышленной инфляции, то становится очевидным, что спад имеет место.
Далее, если падает уровень жизни населения (то есть расходы), то начинает разрушаться социально-политический консенсус, всё больше домохозяйств выходят из «среднего» класса. Это уже не только экономический, это социально-политический кризис. Государство не может на такую ситуацию смотреть равнодушно, соответственно, эмиссия будет продолжена и инфляция станет ещё выше тех значений, которые у неё должны быть по чисто структурным причинам.
Но рост инфляции означает снижение доходов, поскольку заработные платы всегда от инфляции отстают (как и официальные её показатели). Иными словами, в результате политики государства скорость выхода на равновесное состояние доходов и расходов домохозяйств только ускоряется. По нашим расчётам кризис будет продолжаться 5-8 лет (зависит от политики государства), но самое главное в другом.
По итогам кризиса структура экономики, структура цен, структура спроса будут принципиально отличаться от тех, которые есть сейчас. Иными словами, многие «экологические ниши» для бизнеса будут закрыты, но могут появиться и новые. Теоретически понять, какими будут эти ниши, возможно, но беда в том, что современные мэйнстримовские модели в принципе не признают структурных изменений. А вот у АСП «Ковчег» (и его партнёров) соответствующие модели есть и есть опыт их использования.
Так что мы смело можем говорить о том, что умеем искать и конструировать новые ниши для уже посткризисного бизнеса.