Время пришло, нужно принимать решения!
События последнего месяца продемонстрировали, что идея единого долларового мира окончательно умерла. Нет, она ещё долго будет какими-то своими отдельными институтами влиять на конкретные обстоятельства (в конце концов, кое-где до сих пор ещё работают советские институты), но как системная конструкция прекратила своё существование.
Главным событием здесь стал визит руководителя Китая Си Цзиньпина в Москву и последующий «парад перехода на юань» для многих стран и регионов. И, кстати, не только на юань, на меня например очень сильное впечатление произвела попытка перейти на расчёты в индийских рупиях со стороны Новой Зеландии. Почему «попытки»? А потому что ей скоро надают по голове и вернут обратно в долларовую зону, но дело не в этом. Главное уже произошло — в головы закралось понимание, что негатив от нахождения в долларовой системе может очень скоро превысить позитивы от этого.
И вот здесь возникает самый главный вопрос: куда идти? В юань? В рупию? А что будет с ними, какие от этого могут быть полезные последствия и какие будут риски? Ответа на этот вопрос пока нет, его не дают ни Китай, ни Индия, ни другие потенциальные лидеры валютных зон (в том числе и США, которые уже открыто обсуждают долларовую валютную зону, получившую название AUKUS ) … И что делать?
Единственную более или менее складную конструкцию, упомянутые выше валютные зоны, описали в книге «Закат империи доллара и конец «Pax Americana» 20 лет назад Андрей Кобяков и Михаил Хазин (один из учредителей АСП «Ковчег»). Но больше на эту тему ни экономисты, ни финансисты ничего не писали и понятно почему: монополия либеральной мысли саму постановку вопроса о том, что будет после распада долларовой системы не допускала. И вот теперь мы видим результат, предпринимателям категорически нужно знать, что будет «потом» (намёк на старый еврейский анекдот, который мы приводим в конце текста), а почти все эксперты молчат, как коммунисты на допросе.
Почти — потому что есть «Ковчег». Который не может заменить собой сотни экспертных институтов и центров, но зато сотрудничает с людьми, которые эту тему всерьёз обдумывают уже четверть века. И который может работать как раз с предпринимателями, то есть выстраивать для конкретных компаний стратегию перехода из старого долларового мира в новый… Который ещё непонятно, какой будет, но переход к которому всё равно будет происходить в соответствии с законами экономики, которые нынешние эксперты или и не знали вообще, или уже прочно забыли.
Иными словами, даже если вы не знаете, каким будет посткризисный мир (а этого пока не знает никто), вы, тем не менее, можете выстроить стратегию, которая позволит вам оптимальным образом в этот мир идти. В конце концов, если за группой людей бежит медведь (кризис), главное — не быть первым, а не оказаться последним! А сотрудничество с Ковчегом позволит как раз оказаться среди первых. Ведь кто-то же точно кризис преодолеет (гибель человечества мы как сценарий не рассматриваем).
В общем, если у вас что-то болит, то нужно обращаться к доктору. И не самому модному, а к тому, который уже много лет такую болезнь лечил. Ну а дальше — нужно принимать решения. Время пришло!
И в конце, обещанный анекдот. Комната. В кровати лежит ветхий дедушка, явно уже приготовившийся к смерти. Тишина, только маленький внучок играет на ковре с игрушками и что-то позвякивает на кухне. Вдруг с кухни потянуло чрезвычайно вкусным запахом и дедушка обращается к внуку: «Пойди, принеси мне кусочек фаршированной рыбки!» Внучок уходит, потом возвращается и говорит: «Бабушка сказала, что нельзя, это — на потом!»